Коммунальные услуги: принцип платности и их классификация

На сегодняшний день нет такого понятия, как бесплатные услуги ЖКХ. Даже в той ситуации, когда жильцы не вносят плату за ту или иную услугу, либо оплачивают её неполностью, эта услуга оплачивается другими субъектами – например, муниципалитетами. Дело в том, что в действующем жилищном законодательстве закреплен принцип платности коммунальных услуг. Таким образом, любые услуги, осуществляемые предприятиями ЖКХ и связанные с обслуживанием и содержанием жилого дома, должны быть оплачены. В свою очередь, граждане обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилье и коммунальные услуги.

Собственники помещений, расположенных в многоквартирных домах, вносят следующие два блока платежей:

1) За ремонт и содержание жилого помещения – включает плату за услуги и работы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества.
2) Плата за коммунальные услуги (организация горячего и холодного водоснабжения, услуги по водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению).

Следует отличать договорные и внедоговорные услуги.

Первая категория услуг оказывается в соответствии с заключенным договором на управление многоквартирным домом. Например, к договорным услугам относятся промывка системы отопления и аварийные работы. Что касается внедоговорных услуг, то они оказываются по индивидуальному желанию самих жильцов. Сюда входят услуги, связанные с установкой нестандартной сантехники, сменой работоспособных элементов отопления и т.д. Обе категории услуг относятся к платным. Просто за договорные услуги плата вносится всеми жильцами на ежемесячной основе, а за внедоговорные платят жильцы, непосредственно заказавшие услугу. Логично, что плата за внедоговорные услуги не носит регулярного характера.